Скажи нет "куклам Барби" info@stopbarbie.org.ru



Rambler's Top100 Rambler's Top100

27.03.2004

16:58 Нам пишут

Если вспомнить начало Сети (интернет и особенно ФИДО) - её основная особенность была в том, что она росла снизу. На ранних этапах, когда степень коммерциализации была довольно низкой, развитие сети полностью определяли сами участники. На каком-то этапе стало казаться, что мечты/предсказания МакЛюэна начинают сбыватья, что Интернет - это прообраз гигантской мировой деревни, в которой можно будет осуществить народное правление, истинную демократию (какое слово стало теперь поганное). Ведь одно из важнейших качеств Сети - наличие обратной связи, по которой каждый пользователь может внести свой вклад, обозначить свою позицию.


Однако с течением времени, особенно с начала 21 века этот дух в Сети стал утрачиваться. Всё большее влияния на её развитие стали оказывать масс-медийные корпорации (старые и появившиеся в сети). Теперь Интернет просто превращается в одно из СМИ, наподобие ТВ, в котором есть сторона-передатчик (довольно жестко контролируемая несколькими корпорациями) и сторона-приемник, которой остается только принимать поток, обрушиваемый на нее медийными рупорами. Конечно, обратная связь не пропала, она продолжала существовать в виде форумов, ЖЖ и пр. Но сила этой связи значительно ослабла. Многие популярные веб-форумы, изначально развивавшиея просто как сообщества людей, объединенных общими интересами и в значительной мере получившие развитие благодаря не только непосредственно администрации, но и не связанных с нею формально участникам-активистам, стали всё более приближаться к корпоративным стандартам. Жесткое модерирование и цензура, а зачастую даже грубые подтасовки в угоду рекламе - вот последствия данного процесса. С одной стороны конечно хорошо, что люди, которые раньше делали это из чистого энтузиазма стали получать за это деньги и это, безусловно, закономерный процесс, но с другой стороны, дух свободы и открытости стал потихоньку испаряться, многие старые мемберы ушли и т.д.


Обратная связь не пропала, но она стала использоваться скорее в маркетинговых целях. Ведь с помощью ее так легко выяснить какую расцветку мобильных телефонов предпочитают этой весной или каким образом можно повысить продажу крема для загара. Само по себе в этом конечно тоже нет ничего плохого - но при этом из виду пропадает главное качество обратной связи - выражение идивидуальности каждого. А ведь это выражение не только и не столько в выборе своей расцветки мобильника - это прежде всего - выражение собственной позиции. А вот этого как раз стало так остро не хватать нынешнему Интернету.


В связи с этим вспоминается поучительная история с карнавалами в Венеции. Сразу после второй мировой войны в разгромленной, нищей Италии возродилось карнавальное движение. Практически как в эпоху Возрождения люди выходили на улицу, одевали разукрашенное тряпье, рисовали на картоне маски и гуляли всю ночь, устраивали спонтанные уличные сценки. Все, кто попадал на это шествие не могли остаться в стороне, настолько всеобщим было веселье и ликование - они становились непосредсвенными активными участниками карнавала - в этом был дух. Через некоторое время администрация города заметила, какое пополнение в казну могут приносить эти карнавалы и стало активно его рекламировать, приглашать туристов из-за границы, заказывать профессиональные театральные труппы, организовало выпуск масок в типографии. Свою задачу оно выполнило - бюджет города резко возрос. Но с тех пор большинство жителей воспринимают карнавал как досадную помеху и предпочитают смотреть его по телевизору. Туристов стало слишком много и среди участников появились зрители - это убило дух карнавала. То же самое произошло и с Интернетом.


Однако, нынешнее спонтанное (хотя у него было один или несколько зачинателей - теперь это уже не важно) движение за Алену Писклову показало что не все еще так безнадежно. Первым провозвестником стали флэш-мобы, но теперь движение не просто само по себе - у него есть конкретная цель. Каждый, кто голосовал ЗА, имели свою собственную цель, но всё же главным объединительным мотивом стала демонстрация обратной связи. Вернее даже показ, что эта связь не мертва - она в любую минуту может стать живой и даже очень мощной. В этом плане интересна реакция представителей противоположной стороны (а она уже действительно стала проитвоположной - с той стороны экрана):

http://www.webplanet.ru/news/question/2004/3/26/vote_alena.html

Большинство из них предпочли не заметить этого или сформулировать движение как "шутку толпы"! Оно и понятно, для них эта обратная связь не нужна и даже скорее нежелательна. У них есть медиаплан на год, доход/расход и в этом плане нет никакого места для обратной связи - она только нарушит стройные ряды цифр и графиков! А уж реакция самого организатора Рамблера - вообще анекдотична. Сначала они ночью довольно сильно скрутили Алене рейтинг, объяснив этого каким-то липовым подключением новых ресурсов с якобы тысячами пользовтаелей. Потом попытались с помощью дружественного портала eva.ru организовать анти-движение, но эта затея тоже провалилась (см. голосование на самой еве). В дело пошли проститутки и индийские супермодели (которым искуственно накрутили рейтинг), хитрые манипуляции с технологией подсчета голосов. Если бы это традиционное масс-медиа, типа ТВ, любой из этих приемов сработал бы. Но тут опять проявилось одно из замечательных особенностей интернет-сообщества - его практически невозможно обмануть. В нем оргомное количесвто разных людей и кто-нибудь обязательно найдет обман и об этом тут же станет известно всем остальным. Теперь Рамблер похоже смирился, он хочет повернуть это движение в свою пользу - посмотрим насколько ему это удастся!


Надо просто помнить, что в Сети мы являемся не только зрителями и потребителяи - мы сами являемся активными учатсниками и в любой момент можем продемонстрировать это!

Комментарии

Ваш комментарий

Имя:

Комментарий:

О движении
Алена взорвала сетевое сообщество (напомним, что в первый день за Алену проголосовало более 10 тыс. человек) и в первый же день начала акции поддержки, Алена вышла на первое место в рейтинге. Она явилась катализатором, который вскрыл проблемы нашего общества.

подробнее...
FAQ

Q: Кто такая Алена Писклова?

A: Алена, простая девушка из Москвы, с внешностью далеко не фотомодели, которая выставила свою кандидатуру на интерактивное голосование. Это вызвало широкий резонанс в среде интренет-сообщества. В первый же день, около 10 тысяч человек проголосовало, что вывело ее кондидатуру на первое место в рейтинге.

подробнее...

подписаться на новости /
subscribe on news

Copyright 2004, Движение «Скажи нет „куклам Барби“»